menaville

   
  Марса-Алам
 
Главная Фотогалерея Риф Сафага Риф Марса -Алам Отзывы о отели Контакты
 
  Статьи  >  

КАК ФОТОГРАФИРОВАТЬ ПОД ВОДОЙ

  Прежде чем тратить деньги на подводное оборудование, полезно научиться фотографировать на земле, иначе освоение фотографической науки обойдется гораздо дороже.

  Прежде всего необходимо ясно представлять себе, что вы хотите сделать, а затем, основываясь на своем опыте, использовать такую технологию, которая поможет осуществить задуманное.  Стремитесь стать самым лучшим фотографом, насколько это возможно. Перестаньте просто «снимать» и начните создавать снимки.

  Наша философия в фотографии проста: делайте такие снимки, которые доставляют вам радость. Если вашей семье они не нравятся, то покажите их друзьям. Если и друзьям они не нравятся, найдите новых друзей! В конце концов, важнее всего, чтобы съемка и печать фотографий приносили удовольствие, а не разочарование.

  Условно подводные фотографии можно разделить на 3 вида: любительские (обычные), широкоугольные, сверхширокоугольные и портретные.

ВИДЫ ПОДВОДНЫХ ФОТОГРАФИЙ

Любительская (обычная) фотография. Обычные подводные фотографии получают при любительской съемке камерами начального уровня, т.е. речь идет о недорогих амфибиях. Их работа автоматизирована, оптика позволяет достичь большой глубины резкости, а значит, прощает многие ошибки фокусировки. Фотоаппараты снабжены встроенным импульсным осветителем с максимальным расстоянием эксплуатации под водой около 1,2 м. Для многочисленных водоемов Восточной Европы и это значение велико, поскольку прозрачность воды и условия съемки в них далеки от таковых в тропических морях. В большинстве случаев осветители имеют ограниченные возможности, поэтому желательно сразу же приобрести выносную фотовспышку. В последнем случае можно «выжать» почти все из своей амфибии, а остальное будет зависеть от таланта, вкуса и желания постоянно учиться.

Широкоугольная и сверх широкоугольная фотография. Широкоугольная подводная фотография довольно часто применяется как в профессиональных, так и любительских целях. Для этого используются объективы с малым фокусным расстоянием и большим углом зрения. Например, с камерой-амфибией Nikonos V в данном случае применяют оптику с фокусным расстоянием 15 или 20 мм, с фотоаппаратом Motor Marine II EX — 16 и 20 мм. а с МХ-5—20 мм. Для решения творческих вопросов используют и специальные оптические насадки.

Подводные фотографии активно применяют и сверхширокоугольные объективы (для панорамной фотографии). Они обладают углом зрения более 90*. Те из них, у которых данный показатель больше, 140-180°, называют «рыбий глаз».

Качественный параметр снимка при применении подобной оптики во многом зависит от явления дисторсии — закругленной формы искажений кадра по периметру. Некоторые фотографы успешно используют этот «дефект» сверхширокоугольной оптики для создания оригинальных спецэффектов. Заметим, что в отдельных конструкциях объективов данная техническая проблема уже решена.

На рынке фототехники появились оптические системы с углом зрения 240°. Они уже стали головной болью любителей «широкоугол ки» как с точки зрения их высокой стоимости, так и разработки методики использования.

При широкоугольном фотографировании используют бокс со сферическим иллюминатором, причем каждому объективу соответствует индивидуальная конструкция, т.е. определенные диаметр и степень выпуклости стекла. Чем больше угол зрения оптической системы, тем больше указанные параметры. Самый крупный иллюминатор принадлежит объективам типа «рыбий глаз».

В качестве рекомендации можно предложить любителям популярные изделия японских фирм Nikon и Sea&Sea У этих фотоаппаратов сверхширокоугольный объектив с фокусным расстоянием 12 мм, углом зрения 180е и светосилой 3,5. Для подводного варианта интересна оптическая система с фокусным расстоянием 15 мм и углом зрения под водой 94е. Она получила прекрасную характеристику подводных фотографов, так как дает снимки с малыми искажениями.

Для создания сверхширокоугольного эффекта применяют и оптические насадки. Одну из удачных конструкций выпускает фирма Sea&Sea Насадка устанавливается на объектив 35 мм камер-амфибий (Nikonos V, Motor Marine) и увеличивает угол зрения до 90  градусов.  Ее следует надевать только под водой, иначе между первой линзой объектива и стеклом насадки могут остаться пузырьки воздуха, который внесут искажение в фотоизображение. Следует учитывать, что с применением оптической насадки снижается светосила собственно объектива, что требует применения более мощного источника света.

Кстати, использование сверхширокоугольной оптики не позволяет осветить весь кадр. Это и понятно: импульсный осветитель имеет гораздо меньший угол излучения, чем видит «рыбий глаз». В большинстве случаев здесь может быть одно решение — грамотное использование комбинированного освещения.

Подводный портрет. У этого вида подводной фотографии много схожего с приемами, которые используют фотографы на земле. Однако существует целый перечень серьезных различий между подводным портретом и обычным, т.е. сделанным в земных условиях.

Портрет — это изображение конкретного человека или группы людей. Первое и главное требование к каждому портрету — максимальная передача индивидуального сходства человека с полученной фотографической копией. Однако это сходство нельзя понимать в буквальном смысле. Принято считать, что хороший портретный снимок должен раскрыть своеобразие личности, гамму его чувств и даже характер. Большое значение с точки зрения выразительности изображения имеют глаза фотографируемого. Исключительно важны постановка света и многое другое.

В целом портретную фотографию условно делят на поставленную, когда съемка выполняется в павильоне и репортажную, способную раскрыть всю психологическую глубину жанра. Однако и в том, и в другом случаях существуют общепринятые подходы к работе, хорошо известные профессионалам. Перечислю некоторые особенности подводного портрета, с которыми наземные коллеги в своей практике почти не сталкиваются.

Итак, мы имеем под водой следующее:

1. Рисунок лица человека в значительной степени скрыт элементами подводного снаряжения. Следовательно, мы лишены наиболее характерной части портрета. Тем не менее и под водой точкой съемки принято считать анфас, профиль, труакар;

2. Взгляд человека через стекло маски часто неестественен, а уже при снятии ее с лица — об этом и говорить не стоит. В последнем случае необходима подготовка модели к съемке. Экспромт в подавляющем большинстве случаев ведет к неудаче.

3. Фотографируемая под водой модель не статична, как и сам фотограф, т.е. совершает, хоть и минимальные, но движения. Это сразу предъявляет требования к выдержке, с которой работает фотограф. Чем она больше, тем менее контрастным будет изображение объекта. Но здесь необходимо соблюсти «золотую середину». Уменьшение  выдержки неизбежно ведет к увеличению диафрагмы, а значит, к снижению глубины резкости, хотя в некоторых случаях это позволяет выйти на интересные композиционные решения.

4. Усложнена постановка света. Более того, если угол импульса осветителя совпадет с углом съемки, то вместо лица человека в маске можно получить на фотографии мощный световой блик, отраженный от стекла. Наиболее приемлема установка осветителя сбоку, но ни в коем случае не снизу.

5. Имеют место оптические искажения.

6. Кадрирование требует большей внимательности, чем на земле.

Под водой необходимо учитывать особенности работы дыхательной аппаратуры и другого снаряжения.

С целью уменьшения вероятности ошибки желательно сделать несколько дублей. Часто для портретной съемки требуется специальная подготовка. Этот вид съемки нецелесообразно совмещать с другими.

После уяснения всех этих условий необходимо мысленно, а если необходимо, то и на бумаге, построить постановочную схему планируемой портретной съемки. При этом следует четко определиться:

• цель конкретной фотографии, перечень используемых средств, запас фотографического материала;

• соответствие модели требуемым жанровым условиям;

• характер освещения;

• опыт и внешние данные фотографируемого;

  • качество и фотогеничность используемого снаряжения;
     

  •  эффективность оптики и камеры, которые планируется использовать.


    Перед съемкой необходимо провести инструктаж. Перед входом в воду все должны четко знать, что будут делать в каждом конкретном случае. Обстановка, конечно, внесетевой коррективы, поэтому желательно максимально оговорить особенности постановочного , кадра и индивидуальную жестикуляцию под водой, так как его перечня по международному своду сигналов, устаювленном в подводном плавании, явно недостаточно. Необходимо также контролировать физическое состояние /частников съемки. Немного «заложенный нос», доставляющей лишь некоторые неудобства на земле, под водой может стать причиной не только срыва фотосъемки, но привести к баротравме, способной надолго лишить модель или фотографа возможности погружаться в воду.

МАКРОСЪЕМКА

Когда смотришь на фотопортреты обитателей моря, сделанные мастерами подводной фотографии, охватывает необыкновенное чувство сопричастности с чем-то фантастическим, нереальным, неземным. Это мир потрясающей игры красок, необузданной фантазии природы. Это мир великолепия.

 Макрообъектив  и крупный план оказываются полезными для съемки мелких деталей рифа, таких как эти рыбы трубкорылы-арлекины, маскирующиеся на фоне кораллов.

Для того чтобы сделать этот мир осязаемым, материальным, вечным, подводный фотограф каждый раз идет под воду, не зная, какой очередной сюрприз ждет его в царстве Нептуна. В этом неведении и есть таинство творчества, которое привлекает многих людей к макросъемке — труднейшему виду подводной фотографии.

Наиболее сложный процесс в макросъемке — фотографирование активно перемещающихся живых существ. Тех из них, кто пребывает в неподвижном положении, зафиксировать на пленке особых трудностей у фотографа не вызовет. Но в обоих случая необходимо пользоваться импульсными осветителями.

Для макросъемки на расстоянии от нескольких сантиметров до одного метра вполне достаточно фотовспышки с регулируемой мощностью и максимальным ее значением около 36 Дж. Лучше всего использовать два комплекта. В интересах получения специальных эффектов на иллюминатор одного из осветителей можно надеть светофильтр, например ЖС-18, а другой оставить работать в стандартном режиме. В этом случае удается получить оригинальные фотографии, которые обычном способом сделать невозможно.

К макрофотографии принято относить не только съемку объектов размеры которых почти равны параметрам кадра, но и сделанных в масштабе 1:2, а также 1:3. Для этого применяют штатные объективы и широкоугольннки. Если камера имеет жестко встроенную оптическую систему, то на нее устанавливают макролинзы, а для правильного построения кадра применяют специальные фокусировочныс рамки («усы»), ХОТЯ при фотографировании рыб их использовать затруднительно. А вот малоподвижные морские обитатели позволяют запечатлеть себя на пленке.

Данный вид подводной фотографии успешно используется с 60-х гг. прошлого века в отечественной науке о море, а также в инженерной практике определения технического состояния причалов и подводной части судов, фундаментов мостов и в других случаях.

Если говорить о приоритете в выборе фотоаппаратуры, то более всего для макрофотографии подходят зеркальные фотоаппараты. Иногда при этом применяют удлинительные кольца: в отличие от макролинз они вносят не-значительные искажения в изображение. Эти простые, дешевые устройства выпускались и для амфибийных камер. У «Nikonos V» было несколько удлинительных колец, что позволяло фотографировать с разным масштабом. Комплектовался этот фотоаппарат й кадрирующими рамками, которые имеются и у популярного фотоаппарата-амфибии — MX-10, а также у некоторых других моделей.

Интересны результаты макросъемки с использованием сверхширокоугольных объективов — они позволяют приблизиться к объекту на 20—15 см, в результате чего он крупно выделяется в сюжетной части кадра при сохранении перспективы заднего плана. Отдельное положение в макрофоографии занимают специальные оптические системы — макрообъективы, дорогое удовольствие, и применять их можно только с зеркальны ми фотоаппаратами, помешенными в фото-охоте. Обычно их покупают фотографы, которые делают хороший бизнес подводной макрофотографии, а также научно-исследовательские учреждения, обладающие соответствующим авторитетом и финансами.

ФOTOOXOTA

Для подводной фотоохоты достаточно использовать штатные объективы амер или телеконверторы.

Суть процесса заключена в его названии: охота она и под водой охота. Но фотографирование рыб в условиях их естественной среды обитания, которая враждебна человеку, дело непростое и хлопотное. Необходимо дополнительно изучить повадки обитателей морей и пресноводных водоемов, их образ жизни, иначе, как и где их искать? Надеться на случай — пустое дело. Плавать нырять нужно уметь тихо, не торопясь. Будете спешить — очень многих од водой не увидите, в то время как и укромных уголков подводных зарослей развалов дна за вами будут наблюдать десятки пар настороженных и недоверчивых глаз потенциальных клиентов. Они-то уже знают: далеко не всегда «человек разумный несет им добро и благополучие. Но это, к счастью. не тот случай.

Подводная фотоохота с дыхательным аппаратом проблематична, так как работа регулятора второй ступени (дыхательного автомата) также пугает рыб шумом выделяющихся пузырей. Но вто же время некоторые кадры просто невозможно сделать без акваланга. Здесь придется выбирать, исходя из конкретной ситуации и задачи, которую вы ставите перед собой.

Некоторые фотографы, пользующиеся дыхательными аппаратами, нередко задерживают дыхание, чтобы приблизиться к пугливому объекту съемки на расстояние уверенного «фотовыстрела». Врачи-патофизиологи, мягко говоря, не рекомендуют этого делать. Но если подобное по какой-то причине произошло, следует находиться строго в горизонтальном положении и ни в коем случае не всплывать и не погружаться.

Лучше всего для подводной фотоохоты подходят зеркальные фотоаппараты с штатными объективами и хорошими фотовспышками. Их тяжелые боксы устойчивы под водой, на вооружении камер приличная линейка качественных объективов и огромный выбор импульсных осветителей. Они позволяют фотографировать то, что подводный пловец наблюдает в видоискателе, без проблем, с которыми постоянно борются владельцы дальномерных, паралаксных фотоаппаратов.

         
Copyright © 2009-2010     Статьи о рыбах